Рубрики


Наиболее читаемое:

Чем протопить печь чтобы прочистить дымоход

Чем топить печь что бы очистить далее...

Гостиная с современным камином фото

Красивые камины в современных интерьерах (фото) Благодаря современным далее...

Камин в интерьере гостиной в классическом

Виды и особенности каминов в интерьере гостиной Уже далее...

Популярное:


Еще по теме:

Печь с мангалом казаном и духовкой

русская печь close Кирпичные печи: виды, конструкция, расчет, далее...

Установка металлической печи в баню с выносной топкой

Монтаж печи для бани: правила и рекомендации Русская баня далее...

Русская печь в русских народных сказках

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского далее...

Русскими мастерами печи расписывались так


Тайны русской печки

Из-за засухи, вызванной аномальной жарой, в этом году в России зерна пока собрали в три раза меньше, чем обычно. Однако и потребляют хлеба сейчас гораздо меньше, чем раньше, когда за один раз семья выпекала до 60 килограмм хлеба. И все благодаря кормилице крестьян – русской печке, о всех секретах которой мы до сих пор знаем немного.

Фото: Татьяна Колесникова

Мне нравится | Поделиться | 0 0

В .

Аномальная жара в этом году вызвала небывалую засуху. По этой причине зерна в России пока собрали в три раза меньше, чем обычно. Покупателей успокаивают — запасов зерна с прошлого года хватит для того, чтобы полки магазинов не пустовали. Тем более что сейчас хлеба потребляют гораздо меньше, чем раньше. Ведь еще в позапрошлом веке за один раз семья выпекала до 60 килограмм хлеба. И все благодаря кормилице крестьян — русской печке, о всех тайнах и загадках которой мы до сих пор знаем немного.

Раньше без русской печи не могли обойтись ни в одном доме — будь то кубанская мазанка или же уральская изба. И везде она была не просто источником тепла и пищи, а почти равноправным членом семьи: на печи рожали детей и умирали, по ней предсказывали погоду и гадали на Святки, она играла не последнюю роль в сватовских обрядах. И уж точно ни одна сказка не обходилась без упоминания печи: и Емеля на ней верхом ездил, и Илья Муромец, прежде чем стать богатырем, 33 года на печи пролежал, и Баба-Яга любила отведать хорошо пропеченного доброго молодца. Словом, печь была центром жизни любого крестьянского дома.

В традиционных русских избах печь всегда стояла по центру. Как правило, высота до лежанки составляла примерно два с половиной аршина — это около 1,8 метров. Вскарабкаешься наверх и лежишь, кости греешь. Но не так легко будет залезть на самую большую в мире печь — она находится в Калужской области, в деревне Петрово. Ее длина — 9 метров, ширина — 6, а высота — 11 метров. Представьте печку с трехэтажный дом! В этой гигантской постройке находится Музей русской печи, где можно посмотреть на то, как устроена кормилица всей семьи, причем не только снаружи, но и внутри.

Строение традиционной русской печи всегда оставалось неизменным: подпечье, собственно печь и дымоход. Это три самые главные элементы печи. Считалось, что в подпечье, в самом нижнем ярусе, рядом с ухватами и мешками картошки, живет домовой. Чтобы хранитель домашнего порядка всегда был в хорошем настроении, ему время от времени оставляли ломоть хлеба. А на праздники домовому доставалось кое-что покрепче. Выше подпечья расположена топка. Ее еще называют горнилом. Здесь готовили пищу, мылись и лечились от простуды.

С первых дней жизни печь играла в жизни человека очень важную роль. И это не пустые слова. Бывали случаи, когда с помощью печки выхаживали недоношенных детей. Малыша заворачивали в тесто и клали в теплую печь. Дело в том, что температура и уровень влажности там являются оптимальными для новорожденного и помогают ему окрепнуть. Кстати, лечились не только печным теплом, но и золой — ее примешивали к еде, и получалось лекарство вроде современного активированного угля.

Но в первую очередь русская печка, конечно же, кормила всю семью — в ней варили щи, жарили картошку, сушили грибы и ягоды, пекли хлеб и пироги. Причем готовили сразу на всю неделю вперед. За один раз можно было испечь до 60 килограммов хлеба! Через устье хозяйка с помощью лопаты клала тесто на под — кирпичи, которыми выложен вход в печь. Тут получались самые вкусные пироги — поводые. Температура внутри горнила могла достигать 200 градусов. Это столько же, сколько в современной духовке! Чтобы еда не пригорела, хозяйка следила за температурой с помощью муки. Она кидала в печь горстку и смотрела на ее цвет: если мука зазолотилась — температура для выпечки подходящая, а если почернела — значит, печь слишком горячая, и надо подождать, пока она немного остынет.

Обычно в средней полосе печь топили с середины октября и до апреля, пока на улице не становилось тепло. Для растопки печи использовали березовые, липовые, ольховые и еловые дрова, древесную щепу или уголь. В тех регионах, где дров было совсем мало (в тундре или в степи), в ход шли солома или бурьян, а также торф и кизяк — спрессованный и высушенный на солнце навоз. До середины XIX века трубы у русской печки не было, топили, как это тогда называлось, по-черному — весь дым шел не наружу, а внутрь дома. И нельзя сказать, что крестьяне от этого страдали. Наоборот, дым спасал их от оспы и чумы, потому что мешал распространению вируса. Да и тараканов в русской избе никогда не было. Эти незваные гости появились в крестьянских домах, только когда печь стали топить по-белому .

Конечно же, русская печь не могла быть безликой — ее украшали всевозможными растительными орнаментами. Расписывали печку прямо по побелке, как правило, в красных и синих тонах. Хотя позже, когда в избе научились делать большие окна, и в комнатах стало светлее, печи стали красить в темные тона — коричневый и зеленый. Сверху ее украшали светлой декоративной отделкой. Краски готовили из натуральных компонентов — трав и корений, а замешивали на основе желтков куриных яиц. Для росписи мастера нередко использовали фигурные штампы, тоже приготовленные из съедобных материалов: картофеля, репы или свеклы. Довольно просто можно было получить изображение розы — достаточно разрезать пополам недозрелый кочан капусты, смазать краской на месте среза и прижать к плоскости печи. Кисточки для нанесения узоров делали из шерсти домашних животных, свиной щетины и гусиных перьев.

Говоря о традициях, связанных с печью, не стоит забывать, для многих она и по сей день является неотъемлемой частью быта. Несмотря на то, что на дворе уже XXI век, во многих деревнях по-прежнему дома обогреваются только печью. Конечно, выглядит она не так, как раньше, и в ней уже не моются и не выхаживают детей. Тем не менее, до сих пор самая вкусная выпечка получается только в настоящей печке. Даже за границей, где уже давно установилась мода на все русское, наша печь не осталась без внимания. Говорят, у одного из самых богатых людей планеты — Билла Гейтса — в столовой стоит настоящая русская печь, в которой для него готовят пироги. Так что можно говорить о том, что печь — это универсальное олицетворение домашнего очага, где бы она ни находилась.

Рассказать о статье

Связанные места

Популярное

Самые опасные животные России. Росомаха

Закон природы. Случай на рыбалке

Быт и охота эвенков из поселка Чинонга

В поисках Тверской

Карелия. Страна озер

Новое

Поворот - трейлер

Солнечное затмение в Москве

ВИА «Татьяна»: У меня есть сердце

Резьба по дереву «Татьянка»: новое искусство

Монино: первый и лучший музей авиации в России

Геннадий Федотов - Русская печь

270 Геннади й Федотов

ства и привычные травы: осоку, белоус, луговик… На золотых бортах посуды волей мастера они сказочно преображаются, сплетаясь в гармоничную орнаментальную композицию.

Роспись под листок тоже основана на использовании растительных мотивов, только вокруг плавно изогнутых стеблей изображаются стилизованные листья смородины, клюквы, черники, калины, а также плоды этих и других растений. Роспись под фон более сложна и трудоемка. Суть ее состоит в том, что вокруг растительных элемен-. тов орнамента фон окрашивается в какой-либо один цвет (черный, красный, коричневый), на котором элементы рисунка эффектно выделяются в виде золотистых силуэтов.

Другой вид фоновой росписи - Кудрина - менее трудоемок. Наносимые при росписи краски закрывают золотистую поверхность незначительно, поэтому изделия, расписанные Кудриной, всегда особенно яркие и радужные. Узоры вьются на поверхности изделия, подобно золотым кудрям. Чтобы расписанная посуда стала золотистой и приобрела красивый блеск, ее необходимо закалить. Вы сохшую роспись покрывают тонким слоем масляного лака и помещают изделие в русскую печь, имеющую температуру 270–300 °C.

Крестьянские мастера знали множество различных способов определения температуры в печи. Например, ее можно

было определить с помощью небольшого клочка белой бумаги. Если помещенная в печь бумага сразу же вспыхнет или обуглится, то температура в печи 300–350 °C. Если бумага обуглится через 5 секунд, температура в печи 270–300 °C, через 15 секунд - 250–270 °C, через 30 секунд - 230–250 °C, через 1 минуту - 200–300 °C, через 5 минут - 180–200 °C, че рез 10 минут - 150–180 °C. При температуре ниже 150 °C бумага не обугливается.

Под действием высокой температуры масляный лак слегка желтеет и посуда становится золотистой. Но чтобы получить более насыщенный золотой оттенок, процесс нанесения лака и закалки повторяют несколько раз. После неоднократной закалки лаковая пленка к тому же приобретает высокую прочность.

Лепка и обжиг глиняной посуды. Домашняя русская печь исправно служила и в качестве гончарного горна. В ней с успехом обжигали посуду и глиняные игрушки. При этом деревенские керамисты довольно часто обходились без гончарного круга, используя древнейшую технологию лепки сосудов, в том числе и печных горшков, из глиняных жгутов (рис. 96). Лепить горшок начинали с изготовления донышка. Между ладонями раскатывали ком глины, а затем полученный шар расплющивали, превратив его в круглую лепешку, которую

Русская печь 271

использовали в качестве донышка будущего горшка. Из другого куска глины скатывали на поверхности скамьи или стола жгут толщиной примерно в палец. Один конец жгута приклеивали жидкой глиной сверху вдоль краев донышка (рис. 96, а). Затем к его торцу присоединяли следующий жгут и плотно укладывали его сверху, постепенно расширяя диаметр витка (рис. 96, б). Так, виток за витком наращивали стенки сосуда. По мере приближения к горловине диаметры витков постепенно уменьшали (рис. 96, в). Затем ребристые стенки сосудов выравнивали де ревянным ножом и разглаживали мокрой тряпкой (рис. 96, г). Одна крестьянка Вятской губернии о традиции изготовления и обжига в русской печи керамической посуды рассказывала так: Каждая семья изготавливала для себя горшки, чашки, стаканы, корчажки и другие изделия из глины. Гончарным ремеслом занимались и занимаются женщины… Когда тесто (глиняное - Г.Ф.) готово,

на деревянном круге растрепывают дно ладонью… Потом вокруг дна лепят сосуд от руки из отдельных жгутов, поворачивая деревянный круг. Когда сосуд готов, то деревянным ножичком заглаживают неровности на нем, потом заглаживают его тряпкой, умоченной в воде. После этого сосуд ставят сушить на русскую печку, где он сохнет четверо суток. После этого обжигают в русской печке на огне докрасна. Горячие сосуды ложат в кипяченую обвару (обвар - кислая брага или остатки кислого кваса). Обваренные сосуды готовы к своему назначению… Гончарных печей здесь не было, так как отдельных гончаров, занимающихся гончарным делом, не было, а местные жители в каждой семье передавали свое мастерство по наследству…

Обжиг глиняной посуды в русской печи. Для обжигания глиня ной посуды русскую печь топили специально. Самый простой способ обжига заключается в следующем. В печь укладывали дрова,

272 Геннади й Федотов

Печь-краса — в доме чудеса. Не теряй старь — она новизну держит.

Согласно статистике, в России ежегодно кладут и перекладывают около трех миллионов печей. При этом у многих людей возникает вопрос о том, какую печь лучше сложить.

Книга, которую вы держите в руках, полностью посвящена шедевру печного ремесла славянского народа — духовой печи. В обиходе она известна как русская печь.

Согласно словарю современного русского языка, любая печь — это «сооружение для отопления помещений и приготовления пищи». Однако для русской пени такое определение подходит лишь частично.

На протяжении многих веков духовые печи использовались не только для варки пищи и обогрева жилища, но и для выпечки хлеба, пирогов, сушки зерна, рыбы, ягод, овощей, фруктов, грибов, лечебных трав и кореньев.

В зимнее и осеннее время печь обогревала, просушивала и проветривала жилище. Когда домочадцам случалось заболеть, она исправно лечила практически все простудные заболевания. При необходимости печь с успехом заменяла даже парную баню, в которой парились с березовым или дубовым веником. Мало того, печь была своеобразной домашней метеостанцией, довольно точно предсказывающей погоду. Мало кому известно, что русская печь способствовала возникновению и развитию многих народных промыслов. Впервые деревянная посуда с золотой хохломской росписью вышла из русских печей заволжских древоделов. В горниле русской печи народные мастера и по сей день закаляют вылепленные из глины игрушки.

В долгие зимние вечера печь собирала вокруг себя домочадцев, которые занимались каким-нибудь ремеслом, а заодно рассказывали детям сказки и загадывали загадки. Как неотъемлемая часть жизни большинства народа, русская печь оказала большое влияние на его обряды и традиции. Оттого так часто упоминается она в песнях, сказках, былинах, пословицах и поговорках.

Эта книга не только для тех, кто решил класть в своем доме самостоятельно русскую печь, но и для тех, у кого она уже есть, но они по каким-либо причинам не знают обо всех ее возможностях. Думается, что ее с интересом прочтут также читатели-горожане, которые знакомы с русской печкой только понаслышке.

Часть 1. Избяной пенат

В глубокой древности каждый род славян имел своего пената, и этим пенатом был очаг.

В одной старинной загадке- притче говорится: «В теплом царстве стоит пещера каменная, а в пещере лютый змий; и как бывает в царстве том стужа, змий раскручинится, и начнет у него изо рта пламень огненный исходити и из ушей кудряв дым метатися, а из очей искры сыплются». Не трудно догадаться, что в этой загадке, изобилующей метафорическими образами, речь идет о русской печи, которая сравнивается в ней с каменной пещерой.

«Теплое царство» — это крестьянская изба, в которой стоит русская печь. В топливнике этой печи есть небольшое углубление, называемое горнушкой или порском. В этом углублении под слоем золы до следующей растопки лежит раскаленный древесный уголь — притаившийся «лютый змий». Если в избе становится холодно («как бывает в царстве том стужа»), то в печи от сохранившихся в горнушке угольев разжигают огонь и кладут сухие дрова. Когда сизый дым завьется над поленьями, а затем с веселым треском загорятся в печи дрова, пылающий огонь сравнивают со сказочным огненным змеем. Недаром в древних мифах огонь нередко обретал образ Огненного змея, спустившегося с небес на землю.

В представлениях древних славян огонь относили к основным стихиям мироздания. Народная мудрость гласит: «Огонь — царь, вода — царица, земля — матушка, небо — отец, ветер — господин, дождь — кормилец, солнце — князь, луна — княгиня».

На первом месте в этом списке огонь оказался не случайно. Огонь согревал и освещал жилище, на нем готовили пищу, к тому же он воспринимался как посредник между богами и человеком. Немудрено, что к нему относились со священным трепетом и поклонялись как божеству. Вместе с ним предметом поклонения было огнище, или очаг, в котором этот огонь постоянно хранили и поддерживали. Таким очагом на Руси издревле была русская духовая печь, о которой в народе говорили: «Печка кормит, печка греет, печка — мать родная».

Живой огонь. Огонь, в том числе и тот, который находился постоянно в печи, представлялся нашим предкам живым существом. Так же как и человек, он ест, пьет и спит. При хорошем уходе он бывает добрым, ласковым и покладистым. Но не дай бог разгневать его. Тогда он может выйти из подчинения, подпалить в горшках варево, обуглить хлебы, зажечь в трубе сажу и даже спалить дом дотла. Святотатством считалось плюнуть в печной огонь или залить его водой. По убеждению крестьян, у человека, совершившего подобные проступки, непременно должны были заболеть руки, а на губах и языке появиться плохо заживаемые язвы. Если неряшливая хозяйка после расчесывания бросит в горящую печь собравшиеся на гребне волосы, то в наказание за это у нее будет долго и сильно болеть голова.

Огонь не прощал тем хозяевам, которые бездумно раздавали соседям из печи горячие уголья, чтобы те разожгли от них свою печь. Вместе с угольями дом могли покинуть счастье и благополучие. В самых крайних случаях, когда у соседей было безвыходное положение, уголья все же одалживали, но с условием, чтобы их вернули сразу же после того, как они смогли разжечь свою печь. Однако в те дни, когда крестьяне выезжали в первый раз в поле на весеннюю пахоту, огонь из печи нельзя было выносить ни под каким предлогом. Считалось, что огонь домашнего очага способствует преумножению и сохранению урожая. Если в эти дни

одолжить угольков соседу, то хлеб не уродится либо будет потрава. А у соседа, сумевшего выпросить уголья, наоборот — ожидается богатый урожай.

У каждого народа были такие особые дни, когда крестьяне категорически отказывались давать уголья из своего очага соседям, даже если те мерзнут от холода. Например, в Шотландии такими днями были первый день Нового года и Рождества, также первый понедельник после Нового года и третье мая. В эти дни за угольями друг к другу лучше не приходить — бесполезно, не дадут, поскольку считалось, что, взяв из очага, любой недоброжелатель может совершить колдовство и навести порчу на домочадцев. Зато была открыта дверь каждому, кто приносил с собой кусочек угля и бросал его в очаг, высказывая пожелание, чтобы огонь в этом доме никогда не угасал.

Вообще же, за огоньком к соседу, как правило, ходили безалаберные и никчемные хозяева. У всех народов к ним было пренебрежительное отношение. Например, дагестанский писатель Р. Гамзатов писал: «Когда горец хочет сказать о себе хорошее и попросту похвалиться, он говорит: «Ни к кому еще не приходилось мне ходить за огнем».

С наступлением сумерек от углей, хранящихся в печи, зажигали осветительные лучины, свечи и керосиновые лампы. Прежде чем вынести огонь из печи в избу, старшая женщина творила молитву. В это время нельзя было не только ссориться, но и громко разговаривать. Если же кто-либо из домочадцев нарушал этот запрет, то старшая женщина говорила с укоризной: «Угомонитесь, охальники. Огонь зажигают, а вы перебранкой занимаетесь. Огонь гневить — грех великий, кабы беду не накликать!» Все сразу умолкали, ведь с огнем шутки плохи. Чтобы внушить почтение к огню малым детям, взрослые рассказывали им такую нравоучительную сказку: «Зажглись на чужом дворе два огня и стали между собой разговаривать.

Источники: http://strana.ru/journal/188401, http://profilib.com/chtenie/142524/gennadiy-fedotov-russkaya-pech-59.php, http://www.litmir.co/br/?b=171729p=31


Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением

Vip-Ochag.ru © 2018 Все права защищены