Рубрики


Наиболее читаемое:

Чем отличаются печи для бани и сауны

Чем баня отличается от сауны: главные отличия В далее...

Печь для бани термофор оса терракота

Дровяная печь ТЕРМОФОР ОСА ТЕРРАКОТА. Это самая далее...

Молоко топленое в русской печи

Нежный вкус топленого молока Многие детские воспоминания у далее...

Популярное:


Еще по теме:

Кирпичная печь с горизонтальными дымоходами

Ведь был же прямой дымоход в русской далее...

Печь русская с лежанкой и плитой своими руками

Печь русская с лежанкой и плитой своими руками далее...

Купить смеси для кладки печей огнеупорные купить

Огнеупорные смеси Огнеупорные строительные смеси активно используются для далее...

Как мыться в русской печи фото


Как мылись в русской печи

Следить за чистотой тела всегда было важно для русских людей. В давние времена путники из других стран замечали, что у русских всегда чистая одежда, вымытое лицо. Они пользуются золой во время мытья и натирают тело аж до красноты.

В Европе в то далёкое время пользовались душистыми уксусами и одеколонами, которые должны были избавить человека от неприятного запаха. А славянский народ не отказывал себе в принятии водных процедур. Если какая-то семья не имела собственной бани, людям приходилось мыться даже в русских печках.

Те, кто выросли в деревне, знают, что когда печь топится, от неё просто идёт тепло, и обжечься, дотронувшись до печки, невозможно. Так что, как видно, из неё не только доставали хозяйки ароматный суп, кашу в чугунке, дымящийся сочный пирог, дивные домашние куличи, возле неё грелись от лютых морозов, на ней сушили одежду, заготавливали травы и грибы. Также на печи спали и в ней мылись.

Классические русские печи довольно большие, в них спокойно могли поместиться два взрослых человека. Ещё оставалось место для веника, кадушки и других предметов. Когда топили печь, внутри можно было поставить чугуны воды для нагревания. Туда ещё добавлялась различная лекарственная трава.

После прогорания дров и остывания печи, хозяин избавлял печку от золы, сажи и угля. Часто пользовались разведением щёлка, который применяли вместо мыла, готовили яичные растворы (старинные «шампуни»), занимались завариванием веников. Непосредственно перед мытьём плита, на которую залезали, чтобы попасть внутрь, закрывалась с помощью соломы или досок. После всего этого начиналось мытьё.


Частенько печку использовали для мытья немощного члена семьи - больного, старика или младенца. Особенно если человек болел, чтобы ему не было надобности выходить на улицу. Ребёнка могли подсадить в печь на лопате, предназначенной для хлеба (недаром есть похожий эпизод в сказке о Бабе-яге и Иванушке).

Взрослого же приходилось «ввозить» в лежачем положении, когда тот находился на большой доске. Однако от старожилов и историков было немалое число рассказов о том, как нередко для водных процедур печкой могла воспользоваться и молодая незамужняя девушка.

Барышни побаивались ходить в баню, ведь в таких местах, согласно поверью, жили банники (сердитые духи, хозяева бань). Молодые девицы действительно искреннее верили, что стоило им прийти не вовремя, оставить банные принадлежности не на своих местах, дух может не на шутку разозлиться, вылить на них горячую воду или запарить до смерти. Также остерегались кикимор, якобы живущих под полами, и другой банной нечисти.


В домашних условиях принимать водные процедуры было несравнимо спокойнее. Особенно с учётом того, что в каждой хате были уголки, где стояли на полочке или висели на стене иконы. В кое-каких деревнях это считался грех одинокой женщине пойти в баню. Вследствие этого и приходилось молодым девушкам использовать печь для мытья.

Русскую печку (в отличие от бань) считали практически священным местом. Люди были уверены, что печной огонь обладает чудесными свойствами. Во время прочтения специальных заговоров и сжигания в его пламени магических предметов человек мог попросить об исцелении и здоровье.

На печь могли положить новорожденного ребёнка, чтобы она наделила его крепким здоровьем. Порой малыша даже могли «окатить печным духом»: на несколько мгновений его помещали в зев печки, и она будто бы «дышала» на новорожденного.

Тут же проходил лечение больной человек с какими угодно недугами. А для детей печь была самая лучшая утешительница: благодаря уюту и теплу можно было забыть обо всех обидах. Гул ветра в печных трубах всегда обеспечивал сладкий сон.

Уже на данный момент и не скажешь точно, кто были первыми людьми, открывшими мытьё в печи. Свидетельства о таком применении печки имеются в разных частях России. Удивительно, но эти традиции были не только в сёлах, а ещё и в городах. Давним путешественникам, много лет назад побывавшим в Москве, пришлось стать свидетелями того, как могли себе позволить мыться в русских печках жители города. Некоторые этнографы утверждают, что дровяная отопительная печь служила людям баней аж до середины XX столетия. Вероятно, и в этот момент где-то в далёкой деревушке кто-то принимает банные процедуры в печке.

Как мылись в русской печке

Почему-то сегодня об этом очень хочу рассказать.

Это было очень давно, больше 50 лет назад, потом сосед выстроил баню и мы мылись уже там.

Как мне рассказывали мама с бабушкой первая моя помывка в печи сопровождалась рёвом.Ну представьте #8212; привезли ребёнка из Питера, а его суют туда где горел огонь и варился суп. Из-за того, что я теперь всё это вспоминаю с удовольствием, видимо, этот процесс мне всё-таки понравился.

Чтобы вы имели представление что такое русская печь помещаю фото моей печи, правда она не вся поместилась из-за недостатка площади кухни, но что получилось, то получилось.

С утра печь топилась как обычно, только чугунов с водой ставилось больше. К вечеру из печи всё убиралось, выгребали угли и золу, всё обметалось от сажи и внутрь настилалась солома. Скажу сразу, что без помощника тут не обойтись. На пол ставилось корыто куда должна была стекать вода,правда в самой печи воду использовали очень экономно. В печь забиралась бабушка, ей подавали меня. Забираться надо было очень осторожно, чтоб не испачкаться сажей, ведь её дочиста не обмести. Подавали тазы,мочалки, мыло. Горячая вода была в печи, в чугунах, холодную подавали извне. Никогда не забуду запах распаренной соломы#8230; ммм. В печи было очень тепло и я знаю,что некоторые люди там даже парились. Дальше начиналась обыкновенная помывка, места там для этого хватало. Потом вылезаешь и окачиваешься в корыто. Заворачивали меня в полотенце и несли на кровать. И так мылась вся семья.

На моей фотографии не очень хорошо видно то место в печи, куда забирались, вон там за кастрюлями, оно называется устье. Как я теперь понимаю бабушка моя была довольно упитанной и для того,чтоб она пролезала моему прадеду пришлось устье увеличить.

Вот я иногда думаю: а ведь интересное было зрелище как туда бабушка забиралась!

Понравилась статья? Буду очень благодарна, если вы расскажите о ней друзьям:

О мытье в русской печи.

В тех районах, где бани у русского населения не были зафиксированы, бытовала другая традиция – мытьё (паренье) в печи. Описания его даются в сообщениях, присланных в Этнографическое бюро князя В. Н. Тенишева (1899 год). «Бани у нас очень редко встречаются, несмотря на достаток леса; есть деревни совсем без бань, а моются у нас в печах, которые очень просторны, и мыться можно одному свободно сидя. Причем подстилают под себя солому; свободно раздевшись в присутствии всей семьи, залезает один человек в печку с чугуном теплой воды. Ему подают веник и заслонку закрывают. Несмотря на видимое неудобство, крестьянин, выпарившись до «ломоты костей» и хорошо промывши голову щелоком, потом окатывается водой в сарае. Приготовлений нужно совсем немного: только с утра поставить в печь чугунок с водой». – сообщалось из Мольского прихода Тотемского уезда Вологодской губернии.

В основном, мытье в печи было характерно для более южных областей, находящихся в пределах Старорязанского и Владимиро-Суздальского княжеств (Рязанская, Тульская, Московская, Ярославская, Владимирская, Калужская губернии). Как можно заметить, контуры ареала этого обычая в значительной мере совпадают с юго-западной и юго-восточной границами Московского государства XV – середины XVI вв. (до падения Казанского ханства). Остальные южные губернии, заселенные гораздо позже (в XVIII-XIX вв.). такого обычая уже не знали: там имелась своя традиция, сходная с украинской, – мытье в деревянных кадках и корытах. На Русском Севере также имелись целые территории, где не знали бань и мылись в печах. В последних районах, как считают исследователи, преобладала ростовская колонизация.

В конце XIX – начале XX вв. печь в функции бани, кроме средне- и южнорусских земель, использовалась к северу от Верхней Волги в Ярославской, Тверской, Костромской и в южных районах Вологодской и Новгородской губерний. Такое же явление наблюдалось у эстонцев Восточной Латвии и у южных вепсов.

У финских народов, несмотря на собственную банную культуру и наличие бань северорусского типа (сауна). также встречался обычай мыться в печи, возможно, заимствованный у соседнего русского населения.

Печи, предназначенные для мытья, строились вместительными, и часто в них мылись по двое. «Крестьяне парятся в печках, по два человека, но не более. Печи специально делают большие, так что удобно в них даже сидеть. Моются в них обычно часов в 6–7 вечера. Но для парения довольствуются утренним жаром. Перед мытьем настилают в печь сноп соломы. Залезши в печку и взяв с собой немного горячей воды и веник, обмакивают веник в воду и брызгают на стенки, появляется пар, а потом ложатся на солому и парятся». Иногда в печи только парились, а домывались уже во дворе. Если же в печи и мылись, то вовнутрь ее ставили деревянное корыто, в которое стекала вода.(с)

2 комментария

Источники: http://sauna-nn.ru/banya-v-russkoj-pechi.html, http://www.free-writer.ru/pages/kak-myilis-v-russkoy-pechke.html, http://info-grad.com/o-myte-v-russkoy-pechi/


Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением

Vip-Ochag.ru © 2018 Все права защищены