Рубрики


Наиболее читаемое:

Ночник camelion камин nl 137 камин

Привет всем, кто заглянул. ღ В преддверии далее...

Камины из талькомагнезита производство россия

Печи-камины из талькомагнезита и талькохлорита Печи-камины из далее...

Технико экономические показатели мартеновской печи

Технико-экономические показатели основного мартеновского процесса Эффективность работы мартеновских далее...

Популярное:


Еще по теме:

Очаг для камина своими руками

Сообщества › Сделай Сам › Блог › далее...

Варочная печь с мангалом из кирпича

Кирпичная печь Финка с хлебной камерой в далее...

Печи для дачного дома из кирпича

Дровяные печи для дачи Дачные дома часто строят далее...

С русской изба с печью


Русская изба: взгляд изнутри

Русская изба: взгляд изнутри

Русский дом, построенный по традиционной технологии, включает в себя: сени и теплое отапливаемое помещение.

Фото: Внешний вид избы
Планировка избы

1 Основное назначение сеней – изолировать внутренние комнаты от холода. То есть дверь из теплого помещения открывалась сначала в сени, а только потом наружу.
Но слово «сени » изначально имело другое значение. В 14 веке так называли крытую галерею на верхнем этаже теремов дворян. И только спустя многие десятилетия, сенями стали именовать прихожую и они стали выполнять ту функцию, которая нам знакома.

Сени применялись в хозяйстве в качестве подсобного помещения. Например, в жаркие летние ночи здесь было комфортно спать. Если сени имели большую площадь, то в них даже проводились встречи молодежи или посиделки зимой.
Из сеней в избу вела небольшая одностворчатая дверь. Она делалась из твердых сортов дерева, например, дуба. На изготовление одной двери требовалось 2-3 широких полотна. Готовая дверь обрамлялась дверной колодкой, которая состояла из косяков (2-х толстых тесаных плах из дуба), высокого порога и верхнего бревна.

Фото: Русская изба: взгляд изнутри
Значение печи в русской избе

2 После сеней шло основное отапливаемое помещение избы. большую часть площади которого, занимала печь. Иногда она бывала таких больших размеров, что создавалась впечатление, что весь дом построен вокруг нее.

Традиционно печь располагалась сразу около входной двери, справа. Ее устье было направлено к передней стенке дома. Если печь находилась слева от входа, то такие избы русские крестьяне пренебрежительно именовали «непряхами».
С этим названием связана следующая история. Когда женщины начинали прясть, то они садились на «бабью лавку», которая находилась на противоположной от печи стороне. Если печь была слева, то лавка – справа. То есть рукодельницы оказывались спиной к свету, что было очень неудобно.
Пройдя через века, русская печь мало изменилась. Она была настоящим центром жизни избы. В ней не только готовили еду. Она применялась для отапливания комнаты и для вентиляции, на печке просушивали зерно, хранили домашнюю утварь и спали. Зимой здесь же держали мелких животных и птицу. Помимо этого в печи мылись.

В деревнях считалось, то пар из печи намного полезнее, чем воздух в бане. Парению в печи приписывались различные целебные качества. Такой пар излечивал от многих болезней. Веру в целительную силу рукой печи можно понять из следующего примера. Если младенец начинал болеть, то его называли «недопеченым». С грудным ребенком проводили следующий обряд. Младенца «припекали», то есть на время помещали в протопленную, но остывшую печь.

Фото: План избы

Русская изба

Опубликовано 02.01. 10:32 | Просмотров: 3420

Что вы знаете о русской избе? Какие были избы? Из каких материалов они делались? Какое было убранство изб? Попробуем разобраться.

А если люди проживали в степях, где много было глины, то она становилась основным строительным материалом и такие дома назывались мазанками или хатами.

Что представляет собой курная изба?

Примерно до тринадцатого века изба представляла собой полуземлянку. В земле выкапывалось отверстие и на него накладывалось несколько рядов бревен. Посреди дома обычно из камней складывали очаг. Двери как таковой не было. Отверстие для входа, делали небольшим, где-то около метра высотой. Это позволяло сохранять тепло в жилище. Пол ни чем не застилали. Была просто утрамбованная земля, хорошо пролитая водой. Вместе с семьей в этой полуземлянке обитал и весь домашний скот. Отец обычно спал у очага, мать с детьми справа от входа, а вся скотина непосредственно у входа в дом. Для того чтобы обогреть жилище, приготовить кушать приходилось долго топить очаг в таком доме. Образовывалось много дыма, и он весь скапливался под потолком. В процессе сгорания появлялась гарь и копоть. Назывались такие избы курными.

Время шло, изба тоже претерпевала изменения. Сначала появились оконца для выхода дыма в боковой стене. Затем люди додумались сложить печь и со временем в домах стали делать отверстия в крыше для выхода дыма. У зажиточных слоев населения печи делали с трубами для отведения дыма. И только в девятнадцатом столетии их стали строить массово. Такие избы назывались белыми.

Как выглядела белая изба?

С появление печей избы стали выше, в рост человека. В них появились окна и двери. В домах простых людей чаще всего одна комната. У людей с большим достатком отдельно была комната с печью, в которой все жили. И комната называемая сеновалом, в ней хранилось сено, находился домашний скот и птица.

Дом для человека всегда был главным местом. Строительство избы для каждой семьи являлось особенным и одним из главных событий в жизни. Дома строили, соблюдая древние заветы. Ведь дом-это не просто крыша над головой, это место наполненное любовью, благодатью, умиротворением. Место, где человек может чувствовать себя спокойно. По древнеславянским обычаям нельзя было строить дом на месте кладбища, дороги и бани. Это места с тяжелой энергетикой и дом, поставленный в таком месте, не мог быть благополучным. В местах, где строили дома из дерева, очень серьезно относились к выбору материала для сруба. Не подходили деревья сухие, так как по поверьям могли вызвать «сухотку». Старые деревья должны были умереть в лесу своей смертью. А деревья, росшие у дороги, у перекрестка дорог, считались буйными и тоже не подходили для строительства дома. Дерево должно быть молодым, длинным, ровным. Чаще всего использовали для стен избы сосну, лиственницу и ель.

Какие важные принципы соблюдались при строительстве избы?

Дверь

Прежде всего, внимание обращалось на дверь. Дверь служила не только для входа или выхода, дверь всегда была границей двух миров. Внешнего наполненного разного вида опасностью, недоброжелательством, завистью и внутреннего мира, где человек мог спрятаться и чувствовать себя в безопасности. Для того чтобы в дом не проникла что-то плохое на дверях использовались разного рода обереги. Сверху над дверью рисовали крест. Вешали крапиву от злых духов. В щели порога, дверного косяка втыкали обломок косы или нож, чтобы злой человек или дух не проник в дом. А древний обычай, присесть перед дальней дорогой, чтобы дорога была удачная, безлопастная и чтобы поскорее вернуться домой, мы используем и сейчас. Древние обычаи запрещали переговариваться людям через порог, чтобы они не поссорились. А если, придет гость, нужно было встретить его за порогом и пропустить первым в дом.

Печь

Большое значение для избы имела печь. Печь нужна была для поддержания жизни всей семьи. Прежде всего, она была источником тепла. С её помощью готовилась пища. На ней спали. Её применяли для лечения. А во многих районах Руси в ней парились и мылись. По славянским поверьям за печью жил домовой. И если чужой человек пришедший в дом посидел на печи, считался с того момента своим. Та часть избы, в которой располагалась печь, назывался печным углом. Этот угол считался женским. Его считали грязным углом, всегда отделяли занавеской. В нем делали полки для посуды, стояли жернова и разная домашняя утварь. Когда в доме был праздник, женщинам ставили в печном углу отдельный стол, мужчины располагались в красном углу и не имели права заходить на женскую половину.

Красный угол

В каждой крестьянской избе был красный угол. Название говорит за себя, что это было священное, красивое и особенное место в доме. Располагался он по диагонали от печи. В нем вешались иконы, была полочка, на которой лежали молитвенные книги. Это был Божье место в доме. И возле красного угла в избе всегда ставили стол для приема пищи. Вся жизнь в доме была ориентирована на красный угол. Возле него проходила вся жизнь семьи. Здесь молились, кушали. Все священные обряды, связанные с жизнью семьи, рождение ребенка, свадьба, похороны совершались в этом месте.

Стол

В красном углу, в каждой русской избе, стоял стол. Для славян он имел особое значение. Он служил как алтарь в красном углу. Святое место. За ним кушали. Стучать по столу считалось грехом, потому что он ассоциировался с божьей ладонью, дающей пропитание. Поначалу его делали из глины, а позже из дерева. В будни дни на него ставили солонку и клали хлеб. А в праздники стол застилали холщевой скатертью и старались приготовить много разных блюд, так стол был залогом изобилия и процветания, чтобы в доме всегда была еда. Стол также имел обрядовое значение в жизни славян. Если у женщины, живущей в доме, были тяжелые роды, его выставляли в центр избы. Если в селении случался пожар, то выносили стол на улицу, укрывали скатертью и обходили дома рядом с пожаром, тем самым пытались защитить свои жилища.

Лавки

Обязательным атрибутом избы были лавки. Их ставили вдоль стен. Лавок было несколько и каждая из них, имела своё предназначение. Они служили местом для отдыха и работы. Отдельно были лавки для мужчин, они были длинными и располагались вдоль стен. Лавки для женщин и детей находились всегда возле окон. А ближе к выходу стояла лавка для странников и для людей, пришедших без приглашения, называли её нищей. Кутная лавка располагалась возле печи. На ней обычно стоили ведра с водой, чугунки для приготовления пищи. Была особая лавка для мужчин, называли её конником. Это было рабочее место мужчины в доме. Под ней находились инструменты и приспособления для мужской работы в доме. Сидя на этой лавке, мужчины плели корзины, лапти. Лавки также имели обрядовое значение.

Окна

К окнам в избах, по славянским поверьям, относились очень осторожно. Это не только место, через которое проникает свет, но место, через которое в дом может проникнуть угроза. В качестве оберега окна украшали наличниками, на которых была вырезана или нарисована оберегающая символика. Чаще всего это было солнце.

Поделитесь с друзьями

7 особенных мест в русской избе

Через порог руки не подавать, окна на ночь закрывать, не стучать по столу – «стол божья ладонь», в огонь (печь) не плевать – эти и многие другие правила задают поведение в доме. Дом – микрокосм в макрокосме, свое, противостоящее чужому.

xdir.ru
Человек обустраивает жилище, уподобляя его мироустройству, поэтому каждый угол, каждая деталь наполнены смыслом, демонстрируют взаимоотношения человека с окружающим его миром.

Читайте также:
Нужна ли русская печь в современном доме?
Интерьер русской избы
Почему жилая часть дома должна быть как можно выше
Секреты славянского строительства из книги “Всё в нужный момент”

1.Двери

Вот мы вошли в русскую избу. переступили порог, что может быть проще!
Но для крестьянина дверь – не просто вход и выход из дома, это способ преодоления границы между внутренним и внешним мирами. Здесь таится угроза, опасность, ведь именно через дверь могут проникнуть в дом и злой человек, и нечисть. «Маленький, пузатенький, весь дом бережет» – замок должен был уберечь от недоброжелателя. Однако помимо затворов, засовов, замков выработана система символических способов, защищающих жилище от «нечистой силы»: кресты, крапива, обломки косы, нож или четверговая свеча, воткнутые в щели порога или косяка. В дом просто так не войти и из него не выйти: приближение к дверям сопровождалось краткой молитвой («Без бога – ни до порога»), перед дальней дорогой существовал обычай присаживания, путнику запрещалось переговариваться через порог и смотреть по углам, а гостя нужно было встречать за порогом и пускать вперед себя.

2. Печь


Что мы видим перед собой при входе в избу? Печь, которая служила одновременно и источником тепла, и местом приготовления пищи, и местом для сна, использовалась при лечении от самых различных заболеваний. В некоторых районах в печи мылись и парились. Печь порою олицетворяла все жилище, ее наличие или отсутствие определяло характер постройки (дом без печи – нежилой). Показательна народная этимология слова «изба» из «исътопка» от «топить, истопить». Основная функция печи – приготовление пищи – осмысливалась не только как хозяйственная, но и как сакральная: сырое, неосвоенное, нечистое превращалось в вареное, освоенное, чистое.

3. Красный угол

В русской избе всегда по диагонали от печи располагался красный угол – священное место в доме, что подчеркивается его названием: красный – красивый, торжественный, праздничный. Вся жизнь была ориентирована на красный (старший, почетный, божий) угол. Здесь трапезничали, молились, благословляли, именно к красному углу были обращены изголовья постелей. Здесь совершалось большинство обрядов, связанных с рождением, свадьбой, похоронами.

4. Стол


Неотъемлемая часть красного угла – стол. Уставленный яствами стол – символ изобилия, процветания, полноты, устойчивости. Здесь сконцентрирована и будничная, и праздничная жизнь человека, сюда сажают гостя, сюда кладут хлеб, святую воду. Стол уподобляется святыне, алтарю, что накладывает отпечаток на поведение человека за столом и вообще в красном углу («Хлеб на стол, так стол престол, а хлеба ни куска – так и стол доска»). В различных обрядах особое значение придавалось передвижениям стола: во время трудных родов стол выдвигали на середину избы, в случае пожара из соседней избы выносили стол, покрытый скатертью, и обходили с ним кругом загоревшиеся строения.

5. Лавки

Вдоль стола, вдоль стен – обратите внимание! – лавки. Для мужчин долгие «мужские» лавки, для женщин и детей лицевые, расположенные под окном. Лавки соединяли «центры» (печной угол, красный угол) и «периферию» дома. В том или ином обряде они олицетворяли путь, дорогу. Когда девочке, ранее считавшейся ребенком и носившей одну нижнюю рубаху, исполнялось 12 лет, родители заставляли ее пройти по лавке взад и вперед, после чего, перекрестившись, девушка должна была спрыгнуть с лавки в новый сарафан, сшитый специально для такого случая. С этого момента начинался девический возраст, и девушке разрешалось ходить на хороводы и считаться невестой. А вот так называемая «нищая» лавка, расположенная у двери. Получила такое название потому, что на нее мог садиться нищий и любой другой, кто вошел в избу без разрешения хозяев.

6. Матица

Если встанем на середину избы и посмотрим наверх, увидим брус, служащий основанием для потолка, – матицу. Считалось, что матка является опорой верха жилища, поэтому процесс укладки матицы – один из ключевых моментов строительства дома, сопровождавшийся осыпанием хлебных зерен и хмеля, молитвой, угощением плотников. Матице приписывалась роль символической границы между внутренней частью избы и внешней, связанной с входом и выходом. Гость, войдя в дом, садился на лавку и не мог заходить за матицу без приглашения хозяев, отправляясь в путь, следовало подержаться за матицу, чтобы дорога счастливой была, а чтобы уберечь избу от клопов, тараканов и блох, под матицу подтыкали найденный от бороны зуб.

7. Окна


Выглянем в окно и посмотрим, что происходит за пределами дома. Однако окна как глаза дома (окно – око) позволяют наблюдать не только тому, кто внутри избы, но и тому, кто снаружи, отсюда угроза проницаемости. Использование окна как нерегламентированного входа и выхода было нежелательным: если залетит в окно птица – быть беде. Через окно выносили умерших некрещеных детей, взрослых покойников, болевших горячкой. Только проникновение солнечного света в окна было желательно и обыгрывалось в различных пословицах и загадках («Красная девушка в окошко глядит», «Барыня на дворе, а рукава – в избе»). Отсюда и солнечная символика, которую мы видим в орнаментах наличников, украшавших окна и в то же время оберегавших от недоброго, нечистого.

Источники: http://kladka-kamina.ru/russkaya-izba-vzglyad-iznutri.html, http://slavculture.ru/slav-kult/616-russkaya-izba.html, http://rodovid.me/slavian_tradition/7-osobennyh-mest-v-russkoy-izbe.html


Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением

Vip-Ochag.ru © 2018 Все права защищены