Рубрики


Наиболее читаемое:

Печи для бани своими руками из металла схемы

Самодельная металлическая каменка Предыдущей публикации мы уже далее...

Где купить стеклянные дверки для камина

Прямое стекло для дверцы камина Открытый или далее...

Банная печь и отопительная в один дымоход

Можно ли объединить две печи в далее...

Популярное:


Еще по теме:

Кирпичная печь с горизонтальными дымоходами

Ведь был же прямой дымоход в русской далее...

Печь русская с лежанкой и плитой своими руками

Печь русская с лежанкой и плитой своими руками далее...

Купить смеси для кладки печей огнеупорные купить

Огнеупорные смеси Огнеупорные строительные смеси активно используются для далее...

Русская печь в русских народных сказках


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества

Открытое занятие на тему «Русская печка в русских народных сказках»

Д/о «Волшебный сундучок»

Сухушина Юлия Владимировна

педагог дополнительного образования

Тема: Русская печка в русских народных сказках
Цель. Приобщение детей к русской народной культуре. Развивать творческие способности обучающихся. Способствовать развитию навыков самостоятельной работы. Развивать умение строить композицию и воплощать её с помощью тестопластики. Воспитывать трудолюбие и аккуратность.

Оборудование. солёное тесто, фольга, ножницы, стеки, кисти.

Инсценировка сказки «Гуси-лебеди»
Ход занятия

  1. Новый материал.

Сообщение темы


Поленья и хворост берёт,

Взамен их тепло отдаёт.

Греет, сушит, лечит, варит

И печёт, и парит-жарит. (печка)



  1. Беседа.

Знаете загадку: «Стоит терем, в тереме ящик, в ящике мучка, в мучке жучка»? Её отгадка: стоит изба, в избе печка, в печке зола, а в золе – жар. Войдя в избу, на печь сразу обратишь внимание: она занимает почти пол-избы.

С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских сказок: она прячет Машу и её братца от злых гусей-лебедей, везёт Емелю к царю и т.д. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Такой русская печь дожила и до наших дней. Человек, который умел класть печь, - печник – пользовался почётом и уважением. Слава о хорошем печнике шла по всей округе Важно было не просто сложить печь: она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше.

Что даёт человеку печь?

  • Тепло – печка отапливает жилище человека.

  • Огонь – в стародавние времена на Руси было обычаем поддерживать в домашнем очаге неугасимое пламя. Это, по древнему верованию, оберегало дом от всякой беды и даже обеспечивало семье мирную счастливую жизнь. В огне видели силу, отгонявшую от жилища всякую нечисть.

  • Место приготовления пищи – в печи пекли хлеб, варили щи и кашу.

  • Спальня – русская печь устроена таким образом, что на ней было место для постели, где спали старики и дети.

  • Лечебница – в русском доме печь считалась целительницей: перед её раскалённым устьем ставили страдающих нервными болезнями; о край печи заставляли тереться шеей больных горлом; в печи готовили целебный отвар из трав; при простуде укладывались на печку, чтобы пропотеть, «выжарить» недуг.

  • Мыльня – специальное устройство в печи – горнило – позволяло мыть детей.

  • Место досуга – вечером вся семья собиралась у тёплой печи, у огня. Рассказывали сказки, пели песни, выполняли мелкую работу (пряли, шили, штопали, плели лапти).
Традиции и обряды, связанные с русской печкой.

  • Вокруг очага собирались в былую пору сородичи для обсуждения важных семейных проблем, общения, празднования.

  • Выселяясь из отцовского дома, молодая семья брала к своему новому очагу горящие уголья со старого. (Только это могло сохранить родственные связи.)

  • Если огонь в чьём-нибудь очаге погасал, это сулило всякие беды, было предвестником вымирания семьи.

  • Плюнуть на очаг почиталось за великий грех.

  • Перед пылающим очагом произносились заговоры.

  • По колебанию пламени предсказывали судьбу и угадывали будущий урожай.

  • К печи прикладывали только что появившихся на свет телят.

  1. Физкультминутка.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы кружимся потом.

Мы топаем ногами:

Мы руки опускаем:

Хлоп – хлоп – хлоп.

Мы руки разведём

И побежим кругом.



  1. Практическая работа.

Изготовление из солёного теста панно к русским народным сказкам.

  1. Повторение правил техники безопасности при работе кистью, стеками, ножницами.

  2. Подведение итогов.

  • Что нового узнали о печке.

  • Делается сравнительный анализ выполненных работ, рассматриваются наиболее аккуратные и сделанные со вкусом.
Литература

  1. Конспекты уроков по народной культуре. 2 кл. пособие для учителя/ (О.В. Фликова и др.). – М. Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 104с. – (Конспекты уроков).

  2. Князева О.Л. Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд. перераб. и доп. – СПб: Детство-Пресс, 2010. – 304с. ил.

Исследовательский проект Обращение в русских народных сказках

Русская печка в русских народных сказках

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «В русской горнице». Подготовительная группа.

Вера Орлова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «В русской горнице». Подготовительная группа.

занятия по ознакомлению с окружающим

Цель. Продолжать знакомить с жилищем русского человека. разъяснить понятие «горница » .

Обобщить и систематизировать занятия с детьми об экспонатах народного быта, находящихся в горнице (печь, чугун, горшки, ухват, ложки деревянные, лапти, самовар, колыбелька, сундук, прялка, веретено).

Вызвать интерес и эмоциональный отклик на хорошо знакомые и любимые детьми сказки.

Развивать интерес к загадкам, поговоркам, пословицам, хороводам, колыбельным песням.

Упражнять в связной речи, точном использовании слов, полном ответе.

Воспитывать в ребенке личность, знающую и любящую свою Родину, через освоение народной культуры.

Словарь. поговорим ладком, колыбелька, зыбка, люлька, веретено.

- чтение и рассказывание русских народных сказок. инсценирование;

- разучивание загадок, пословиц, поговорок;

- слушание и разучивание народных мелодий (хороводных, плясовых) ;

- рисование, аппликация на тему росписи посуды и др.

Проводились дидактические игры, использовались тематические раскраски.

Ход занятия.

Проходите, детушки милые, гостюшки мои дорогие. Милости прошу.

Мир вашему дому, хозяюшка.

Проходите, рассаживайтесь. «Сядем рядком да поговорим ладком» .

Вот что значит «сядем рядком» - я понимаю, а вот что означает«поговорим ладком» ?

В ходе рассуждений подвожу детей к выводу. это выражение означает. не перебивать друг друга, выслушивать товарища, не выкрикивать, не ссориться, ладить друг с другом.

Вот, оказывается, какая мудрая русская народная поговорка. Давайте вместе проговорим и запомним.

Как, по-вашему, называется комната, в которой мы с вами сидим? Правильно – горница. Так называли комнату в избе (повторить слово «горница » ). Обведите взглядом горницу и скажите. что в ней самое главное? Без чего в избе жить невозможно?

Конечно же это печь. Не случайно о ней говорили как? – «Печь всему голова». Голова – значит самая главная. Давайте подумаем. почему самая главная? - греет, сушит, лечит, накормит. Правильно, «без печи хата-не хата». С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделялпечь волшебными свойствами, и часто мы встречаем образ русской печи в русских народных сказках. В сказке «Гуси-лебеди она (печь) прячет Машу с братцем от гусей-лебедей. В сказке «По щучьему велению» - везе Емелю к царю. Здесь же в сказках мы найдем ответ, какую пищу ели люди. Вспомним сказку «Гуси-лебеди» - пирожок, яблочко, киселька с молочком; «Колобок» - хлеб; «Маша и медведь» - пирожки; «Репка» - репа; «Лиса и журавль» - окррошка, каша. Главной пищей были - щи да каша. Так и говорили. «Щи да каша – пища наша». Как раньше говорили?

А в чем варили щи да кашу? Интересно, как же чугун со щами или кашей в горячую печь ставили? А вынимать еще опаснее было. Но был у хозяйки помощник. Я вам сейчас загадаю загадку, и предлагаю в избе отгадку найти.

«Бычок рогат в руках зажат,

Еду хватает, а сам голодает» (Ухват)

Кто из вас видел у своих бабушек в деревне такого помощника? Попробуйте сами ухватом горшок на стол принести. А кто из вас хоть раз сам кашу варил? Или маме помогал? Даша, хочешь сама попробовать кашу сварить? А мы ей все поможем. Как? – А вот так.

Всем знакома потешка про сороку-белобоку, которая кашу варила.

Сорока-белобока по полю скакала (прыжки на месте)

Дрова собирала, печку топила (наклоны рук вперед)

Кашу варила, деток кормила (пальчиковая гимнастика)

И я вас буду кашей угощать, вот только маслица добавлю, как говорится в пословице «Маслом кашу не испортишь». Вот каша и готова. А сейчас для всех ребяток загадаю я загадку. Знаю-знаю наперед – вы смекалистый народ, быстро отгадаете.

Без нее мы, как без рук,

Ан досуге – веселушка,

И накормит всех вокруг .

Кашу носит прямо в рот

И обжечься не дает».

А вот и ложки расписные! Берите и внимательно смотрите, из какого материала они сделаны? (из дерева). Какое дерево использовали для изготовления ложек, тарелок, игрушек? (липу) .

Чего сидим? Что ждем?

Тарелок раньше не было, либо было очень мало, их берегли и выставляли только на праздники. А ели из общего горшка, что мы с вами и сделаем. (Дети пробуют кашу). Ну как, хороша каша? Ложка нам ее съесть помогла. А сейчас – не забыли еще, что наша деревянная подружка на досуге веселушка – берите еще по одной! Помоги нам сыграть, да частушки прокричать!

Чтоб порадовать гостей.

В доме, где есть печь, у хозяйки обязательно еще один помощник есть.

Кривая собака в печку глядит и огонь сторожит. (Кочерга)

Отгадку найдите и всем покажите.

(Дети находят и показывают) .

А сейчас ко мне все подойдите. Что это? (Кровать). Вспомните кроватки, на которых вы спали раньше, спите теперь, расскажите о них. Вижу, у каждого своя, не похожая на кроватку другого ребенка, и тем более не похожа на те, в которых спали детки в давние времена. Вспомните картинки, иллюстрации. Кто скажет, как они назывались. Правильно, а назывались они «колыбелька». Слово произошло от старого русского слова«колыбать». что значит «качать» .

А сейчас взглянем на стол №5. Там –

«Стоит толстячок, подбоченивши бочок,

Шипит и кипит, всем чай пить велит». (Самовар) .

Самовары были разного размера, разной формы. круглыми и квадратными, конусообразными, цилиндрическими. Чаепитие из самовара – особый ритуал, он объединяет людей за неспешным разговором. По традиции к чаю подавали сушки, бублики, сухари да пряники, разное варенье. И пили чай наши предки, в отличие от нас, не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко. Вот так мы и живем – сушки, пряники жуем. Чаем из самовара запиваем – вас в гости к себе приглашаем.

Публикации по теме:

Интерактивная игра «Ознакомление с бытом русского народа» Народная культура учит любить родную землю, постигать красоту природы, воспитывать трепетное отношение ко всему живому, способствует формированию.

В русских народных сказках тоже не обходится без печки

Воспитатель: Ну, и конечно, в печи выпекались пироги

Речевая игра «Дополни предложения

В русских народных сказках тоже не обходится без печки. Дидактическая игра « Угадай сказку.» Когда дети называют правильный ответ, появляется картинка – иллюстрация к угаданной сказке. « Я по амбару метён, по сусекам скребён, на сметане мешан, в печку сажён, на окошке стужён» ( « Колобок»). Слайд 12. « Был царский бал на отходе. Поехал царевич домой наперёд, нашёл там женину кожу, да сжёг её в печи» ( «Царевна - лягушка») Слайд 13. « Братья собираются в город смотреть, кто царевну на скаку поцелует, а младший брат сидит на печи за трубой и говорит: Возьмите меня с собой!» ( « Сивка - бурка») Слайд 14. « Углы в доме затрещали, крыша зашаталась, стены вылетели, и печь сама пошла по улице прямо к царю» («По щучьему велению») Слайд 15. « Подошли они к избёнке: « Поди, лиса, вон!». А она с печи: « Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам» («Заюшкина избушка») Слайд 16. « Бежала девочка, бежала: видит - стоит печка: «Печка, печка, скажи, куда они полетели?» Печка отвечает: «Съешь моего ржаного пирожка, тогда скажу» («Гуси - лебеди») Слайд 17.

Слайд 25 из презентации «Русская печка всему дому кормилица»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат. jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Русская печка всему дому кормилица.pptx» можно в zip-архиве размером 3111 КБ.

Без темы

краткое содержание других презентаций

«Проблемы современного общества» - Подведем итоГ. Питекантроп. 1. Кто был первый на схеме развития человека? Основным занятием мужчин была охота. Первобытная обезьяна. 1.Первобытная обезьяна. 2.Питекантроп. 3. Кроманьонец – человек современного вида. Существует также проблема сохранения культурных и нравственных ценностей. Роботизированные производства, гигантские супермаркеты и т.д. – таковы признаки современного общества.

«Положение человека в обществе» - Место, которое человек занимает в социальной структуре. Положение человека в обществе. Социальная роль. Изучение нового материала. Весь мир – театр. Ключевые понятия. Социальный статус и социальная роль. Доля в населении. А.П.Чехов «Толстый и тонкий». Наказания за убийство. Анализ таблиц. Кем является человек в обществе.

«Органы государственной власти РФ» - Прекращение пребывания в должности Президента РФ. Государственная Дума Избирается сроком на 4 года 450 депутатов. досрочная - Отставка - Отрешение от должности. предлагаются Президенту РФ Председателем Правительства. Демократии принцип республиканской формы правления федерализма. является представительным и законодательным органом РФ.

«Политика и власть» - Родительская. Политическая власть. Политическая государственная власть власть. Роль политики в жизни общества. Задание: Запишите слова – ассоциации к слову «власть». 2. Политическая власть. Выделил политику в самостоятельную науку. Военная. Государственная власть – власть, осуществляемая профессионалами и опирающаяся на вооружённую силу.

«Уроки в школе» - Подведение итогов. Картинная галерея – стр.106. Включаешь радио, телевизор или работаешь в тишине? ***Расскажи. Предметы гуманитарного цикла ( знания о человеке, культуре). Сравни свой ответ с мнением Н.И. Пирогова. Делаешь задания сначала на черновике или сразу в тетради? Тема урока: «Профессия – ученик».

«Семейные ценности в школе» - Дружная семья. У меня есть мама. В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Православная семья. Буддийская семья. Любовь. Исламская семья. Семья. Иудейская семья. Мама и папа. Улыбнись новому дню. Милосердие. Качества, которые характеризуют милосердного человека. Семейные ценности.

Всего в теме «Без темы» 1473 презентации

Источники: http://mognovse.ru/ivk-russkaya-pechka-v-russkih-narodnih-skazkah.html, http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-oznakomleniyu-s-okruzhayuschim-v-ruskoi-gornice-podgotovitelnaja-grupa.html, http://900igr.net/prezentacija/obschestvoznanie/russkaja-pechka-vsemu-domu-kormilitsa-101491/v-russkikh-narodnykh-skazkakh-tozhe-ne-obkhoditsja-bez-pechki-25.html


Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением

Vip-Ochag.ru © 2019 Все права защищены