Рубрики


Наиболее читаемое:

Гостиная в белом цвете с камином

Интерьер белой гостиной Белый цвет обладает особыми свойствами. далее...

Каменный камин в загородном доме

печь камин в интерьере Камины приобретают все большую далее...

Кладка печей своими руками книга а м шепелева

Кладка печей своими руками Жилищному строительству в далее...

Популярное:


Еще по теме:

Кирпичная печь с горизонтальными дымоходами

Ведь был же прямой дымоход в русской далее...

Печь русская с лежанкой и плитой своими руками

Печь русская с лежанкой и плитой своими руками далее...

Купить смеси для кладки печей огнеупорные купить

Огнеупорные смеси Огнеупорные строительные смеси активно используются для далее...

Русская печь в русских народных сказках


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества

Открытое занятие на тему «Русская печка в русских народных сказках»

Д/о «Волшебный сундучок»

Сухушина Юлия Владимировна

педагог дополнительного образования

Тема: Русская печка в русских народных сказках
Цель. Приобщение детей к русской народной культуре. Развивать творческие способности обучающихся. Способствовать развитию навыков самостоятельной работы. Развивать умение строить композицию и воплощать её с помощью тестопластики. Воспитывать трудолюбие и аккуратность.

Оборудование. солёное тесто, фольга, ножницы, стеки, кисти.

Инсценировка сказки «Гуси-лебеди»
Ход занятия

  1. Новый материал.

Сообщение темы


Поленья и хворост берёт,

Взамен их тепло отдаёт.

Греет, сушит, лечит, варит

И печёт, и парит-жарит. (печка)



  1. Беседа.

Знаете загадку: «Стоит терем, в тереме ящик, в ящике мучка, в мучке жучка»? Её отгадка: стоит изба, в избе печка, в печке зола, а в золе – жар. Войдя в избу, на печь сразу обратишь внимание: она занимает почти пол-избы.

С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских сказок: она прячет Машу и её братца от злых гусей-лебедей, везёт Емелю к царю и т.д. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Такой русская печь дожила и до наших дней. Человек, который умел класть печь, - печник – пользовался почётом и уважением. Слава о хорошем печнике шла по всей округе Важно было не просто сложить печь: она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше.

Что даёт человеку печь?

  • Тепло – печка отапливает жилище человека.

  • Огонь – в стародавние времена на Руси было обычаем поддерживать в домашнем очаге неугасимое пламя. Это, по древнему верованию, оберегало дом от всякой беды и даже обеспечивало семье мирную счастливую жизнь. В огне видели силу, отгонявшую от жилища всякую нечисть.

  • Место приготовления пищи – в печи пекли хлеб, варили щи и кашу.

  • Спальня – русская печь устроена таким образом, что на ней было место для постели, где спали старики и дети.

  • Лечебница – в русском доме печь считалась целительницей: перед её раскалённым устьем ставили страдающих нервными болезнями; о край печи заставляли тереться шеей больных горлом; в печи готовили целебный отвар из трав; при простуде укладывались на печку, чтобы пропотеть, «выжарить» недуг.

  • Мыльня – специальное устройство в печи – горнило – позволяло мыть детей.

  • Место досуга – вечером вся семья собиралась у тёплой печи, у огня. Рассказывали сказки, пели песни, выполняли мелкую работу (пряли, шили, штопали, плели лапти).
Традиции и обряды, связанные с русской печкой.

  • Вокруг очага собирались в былую пору сородичи для обсуждения важных семейных проблем, общения, празднования.

  • Выселяясь из отцовского дома, молодая семья брала к своему новому очагу горящие уголья со старого. (Только это могло сохранить родственные связи.)

  • Если огонь в чьём-нибудь очаге погасал, это сулило всякие беды, было предвестником вымирания семьи.

  • Плюнуть на очаг почиталось за великий грех.

  • Перед пылающим очагом произносились заговоры.

  • По колебанию пламени предсказывали судьбу и угадывали будущий урожай.

  • К печи прикладывали только что появившихся на свет телят.

  1. Физкультминутка.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы кружимся потом.

Мы топаем ногами:

Мы руки опускаем:

Хлоп – хлоп – хлоп.

Мы руки разведём

И побежим кругом.



  1. Практическая работа.

Изготовление из солёного теста панно к русским народным сказкам.

  1. Повторение правил техники безопасности при работе кистью, стеками, ножницами.

  2. Подведение итогов.

  • Что нового узнали о печке.

  • Делается сравнительный анализ выполненных работ, рассматриваются наиболее аккуратные и сделанные со вкусом.
Литература

  1. Конспекты уроков по народной культуре. 2 кл. пособие для учителя/ (О.В. Фликова и др.). – М. Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 104с. – (Конспекты уроков).

  2. Князева О.Л. Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд. перераб. и доп. – СПб: Детство-Пресс, 2010. – 304с. ил.

Исследовательский проект Обращение в русских народных сказках

Русская печка в русских народных сказках

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «В русской горнице». Подготовительная группа.

Вера Орлова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «В русской горнице». Подготовительная группа.

занятия по ознакомлению с окружающим

Цель. Продолжать знакомить с жилищем русского человека. разъяснить понятие «горница » .

Обобщить и систематизировать занятия с детьми об экспонатах народного быта, находящихся в горнице (печь, чугун, горшки, ухват, ложки деревянные, лапти, самовар, колыбелька, сундук, прялка, веретено).

Вызвать интерес и эмоциональный отклик на хорошо знакомые и любимые детьми сказки.

Развивать интерес к загадкам, поговоркам, пословицам, хороводам, колыбельным песням.

Упражнять в связной речи, точном использовании слов, полном ответе.

Воспитывать в ребенке личность, знающую и любящую свою Родину, через освоение народной культуры.

Словарь. поговорим ладком, колыбелька, зыбка, люлька, веретено.

- чтение и рассказывание русских народных сказок. инсценирование;

- разучивание загадок, пословиц, поговорок;

- слушание и разучивание народных мелодий (хороводных, плясовых) ;

- рисование, аппликация на тему росписи посуды и др.

Проводились дидактические игры, использовались тематические раскраски.

Ход занятия.

Проходите, детушки милые, гостюшки мои дорогие. Милости прошу.

Мир вашему дому, хозяюшка.

Проходите, рассаживайтесь. «Сядем рядком да поговорим ладком» .

Вот что значит «сядем рядком» - я понимаю, а вот что означает«поговорим ладком» ?

В ходе рассуждений подвожу детей к выводу. это выражение означает. не перебивать друг друга, выслушивать товарища, не выкрикивать, не ссориться, ладить друг с другом.

Вот, оказывается, какая мудрая русская народная поговорка. Давайте вместе проговорим и запомним.

Как, по-вашему, называется комната, в которой мы с вами сидим? Правильно – горница. Так называли комнату в избе (повторить слово «горница » ). Обведите взглядом горницу и скажите. что в ней самое главное? Без чего в избе жить невозможно?

Конечно же это печь. Не случайно о ней говорили как? – «Печь всему голова». Голова – значит самая главная. Давайте подумаем. почему самая главная? - греет, сушит, лечит, накормит. Правильно, «без печи хата-не хата». С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделялпечь волшебными свойствами, и часто мы встречаем образ русской печи в русских народных сказках. В сказке «Гуси-лебеди она (печь) прячет Машу с братцем от гусей-лебедей. В сказке «По щучьему велению» - везе Емелю к царю. Здесь же в сказках мы найдем ответ, какую пищу ели люди. Вспомним сказку «Гуси-лебеди» - пирожок, яблочко, киселька с молочком; «Колобок» - хлеб; «Маша и медведь» - пирожки; «Репка» - репа; «Лиса и журавль» - окррошка, каша. Главной пищей были - щи да каша. Так и говорили. «Щи да каша – пища наша». Как раньше говорили?

А в чем варили щи да кашу? Интересно, как же чугун со щами или кашей в горячую печь ставили? А вынимать еще опаснее было. Но был у хозяйки помощник. Я вам сейчас загадаю загадку, и предлагаю в избе отгадку найти.

«Бычок рогат в руках зажат,

Еду хватает, а сам голодает» (Ухват)

Кто из вас видел у своих бабушек в деревне такого помощника? Попробуйте сами ухватом горшок на стол принести. А кто из вас хоть раз сам кашу варил? Или маме помогал? Даша, хочешь сама попробовать кашу сварить? А мы ей все поможем. Как? – А вот так.

Всем знакома потешка про сороку-белобоку, которая кашу варила.

Сорока-белобока по полю скакала (прыжки на месте)

Дрова собирала, печку топила (наклоны рук вперед)

Кашу варила, деток кормила (пальчиковая гимнастика)

И я вас буду кашей угощать, вот только маслица добавлю, как говорится в пословице «Маслом кашу не испортишь». Вот каша и готова. А сейчас для всех ребяток загадаю я загадку. Знаю-знаю наперед – вы смекалистый народ, быстро отгадаете.

Без нее мы, как без рук,

Ан досуге – веселушка,

И накормит всех вокруг .

Кашу носит прямо в рот

И обжечься не дает».

А вот и ложки расписные! Берите и внимательно смотрите, из какого материала они сделаны? (из дерева). Какое дерево использовали для изготовления ложек, тарелок, игрушек? (липу) .

Чего сидим? Что ждем?

Тарелок раньше не было, либо было очень мало, их берегли и выставляли только на праздники. А ели из общего горшка, что мы с вами и сделаем. (Дети пробуют кашу). Ну как, хороша каша? Ложка нам ее съесть помогла. А сейчас – не забыли еще, что наша деревянная подружка на досуге веселушка – берите еще по одной! Помоги нам сыграть, да частушки прокричать!

Чтоб порадовать гостей.

В доме, где есть печь, у хозяйки обязательно еще один помощник есть.

Кривая собака в печку глядит и огонь сторожит. (Кочерга)

Отгадку найдите и всем покажите.

(Дети находят и показывают) .

А сейчас ко мне все подойдите. Что это? (Кровать). Вспомните кроватки, на которых вы спали раньше, спите теперь, расскажите о них. Вижу, у каждого своя, не похожая на кроватку другого ребенка, и тем более не похожа на те, в которых спали детки в давние времена. Вспомните картинки, иллюстрации. Кто скажет, как они назывались. Правильно, а назывались они «колыбелька». Слово произошло от старого русского слова«колыбать». что значит «качать» .

А сейчас взглянем на стол №5. Там –

«Стоит толстячок, подбоченивши бочок,

Шипит и кипит, всем чай пить велит». (Самовар) .

Самовары были разного размера, разной формы. круглыми и квадратными, конусообразными, цилиндрическими. Чаепитие из самовара – особый ритуал, он объединяет людей за неспешным разговором. По традиции к чаю подавали сушки, бублики, сухари да пряники, разное варенье. И пили чай наши предки, в отличие от нас, не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко. Вот так мы и живем – сушки, пряники жуем. Чаем из самовара запиваем – вас в гости к себе приглашаем.

Публикации по теме:

Интерактивная игра «Ознакомление с бытом русского народа» Народная культура учит любить родную землю, постигать красоту природы, воспитывать трепетное отношение ко всему живому, способствует формированию.

В русских народных сказках тоже не обходится без печки

Воспитатель: Ну, и конечно, в печи выпекались пироги

Речевая игра «Дополни предложения

В русских народных сказках тоже не обходится без печки. Дидактическая игра « Угадай сказку.» Когда дети называют правильный ответ, появляется картинка – иллюстрация к угаданной сказке. « Я по амбару метён, по сусекам скребён, на сметане мешан, в печку сажён, на окошке стужён» ( « Колобок»). Слайд 12. « Был царский бал на отходе. Поехал царевич домой наперёд, нашёл там женину кожу, да сжёг её в печи» ( «Царевна - лягушка») Слайд 13. « Братья собираются в город смотреть, кто царевну на скаку поцелует, а младший брат сидит на печи за трубой и говорит: Возьмите меня с собой!» ( « Сивка - бурка») Слайд 14. « Углы в доме затрещали, крыша зашаталась, стены вылетели, и печь сама пошла по улице прямо к царю» («По щучьему велению») Слайд 15. « Подошли они к избёнке: « Поди, лиса, вон!». А она с печи: « Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам» («Заюшкина избушка») Слайд 16. « Бежала девочка, бежала: видит - стоит печка: «Печка, печка, скажи, куда они полетели?» Печка отвечает: «Съешь моего ржаного пирожка, тогда скажу» («Гуси - лебеди») Слайд 17.

Слайд 25 из презентации «Русская печка всему дому кормилица»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат. jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Русская печка всему дому кормилица.pptx» можно в zip-архиве размером 3111 КБ.

Без темы

краткое содержание других презентаций

«Проблемы современного общества» - Подведем итоГ. Питекантроп. 1. Кто был первый на схеме развития человека? Основным занятием мужчин была охота. Первобытная обезьяна. 1.Первобытная обезьяна. 2.Питекантроп. 3. Кроманьонец – человек современного вида. Существует также проблема сохранения культурных и нравственных ценностей. Роботизированные производства, гигантские супермаркеты и т.д. – таковы признаки современного общества.

«Положение человека в обществе» - Место, которое человек занимает в социальной структуре. Положение человека в обществе. Социальная роль. Изучение нового материала. Весь мир – театр. Ключевые понятия. Социальный статус и социальная роль. Доля в населении. А.П.Чехов «Толстый и тонкий». Наказания за убийство. Анализ таблиц. Кем является человек в обществе.

«Органы государственной власти РФ» - Прекращение пребывания в должности Президента РФ. Государственная Дума Избирается сроком на 4 года 450 депутатов. досрочная - Отставка - Отрешение от должности. предлагаются Президенту РФ Председателем Правительства. Демократии принцип республиканской формы правления федерализма. является представительным и законодательным органом РФ.

«Политика и власть» - Родительская. Политическая власть. Политическая государственная власть власть. Роль политики в жизни общества. Задание: Запишите слова – ассоциации к слову «власть». 2. Политическая власть. Выделил политику в самостоятельную науку. Военная. Государственная власть – власть, осуществляемая профессионалами и опирающаяся на вооружённую силу.

«Уроки в школе» - Подведение итогов. Картинная галерея – стр.106. Включаешь радио, телевизор или работаешь в тишине? ***Расскажи. Предметы гуманитарного цикла ( знания о человеке, культуре). Сравни свой ответ с мнением Н.И. Пирогова. Делаешь задания сначала на черновике или сразу в тетради? Тема урока: «Профессия – ученик».

«Семейные ценности в школе» - Дружная семья. У меня есть мама. В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Православная семья. Буддийская семья. Любовь. Исламская семья. Семья. Иудейская семья. Мама и папа. Улыбнись новому дню. Милосердие. Качества, которые характеризуют милосердного человека. Семейные ценности.

Всего в теме «Без темы» 1473 презентации

Источники: http://mognovse.ru/ivk-russkaya-pechka-v-russkih-narodnih-skazkah.html, http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-oznakomleniyu-s-okruzhayuschim-v-ruskoi-gornice-podgotovitelnaja-grupa.html, http://900igr.net/prezentacija/obschestvoznanie/russkaja-pechka-vsemu-domu-kormilitsa-101491/v-russkikh-narodnykh-skazkakh-tozhe-ne-obkhoditsja-bez-pechki-25.html


Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением

Vip-Ochag.ru © 2018 Все права защищены